МАТТЕСОН


МАТТЕСОН
(Mattheson), Иоганн, весьма заслуженный музык. писатель, род. 28 сент. 1681 в Гамбурге в зажиточной семье, ум. 17 апр. 1764 там же; получил отличное образование, выучился не только петь и играть почти на всех оркестровых инструментах, но и изучил, по окончании училища, право и языки англ., итал. и франц. В 1697 М. выступил в кач. певца (тенор) в гамбургской опере, а в 1699 одновременно – в кач. оперного композитора, певца и дирижера в своей опере "Plejaden". Когда Гендель приехал В Гамбург (1703), М. взял его под свое покровительство, но позднее поссорился с ним (См. Гендель); в последний раз М. пел в "Нероне" Генделя (1705). В том же году он сделался воспитателем в доме английского посланника, с которым совершил различные путешествия; в 1706 получил должность секретаря миссии и впоследствии сделался даже резидентом. В 1715 М. получил должности капельмейстера и каноника гамбургского собора, но в 1728 вследствие глухоты оставил первую, тогда как вторая была сохранена за ним. Поразительна та рабочая сила, которую проявил этот многосторонне занятой человек. Он написал 8 опер, 24 оратории и кантаты, Passion (по Брокесу), мессу, фп-ные сюиты, 12 сонат для флейты (1720) и пр. – всего 88 напечатанных произведений. Особенно важны его теоретические труды, много содействовавшие устранению старого хлама отжившей теории (сольмизация, церковные лады) и окончательному выяснению нашей современной системы; сюда относятся: "Das neueröffnete Orchester, oder gründliche Anleitung etc." (1713); "Das beschützte Orchester etc." (1717, против "Ut re mi fa sol la, tota musica" Буттштета); "Das forschende Orcherster etc. ." (1721); "Veritophili Beweisgründe von der Musik" (1717); "Exemplarische Organistenprobe im Artikel vom Generalbass" (1719; 2-е дополн. изд. под назв. "Grosse Generalbassschule etc.", 1731); "Kleine Generalbassschule" (1735); "Réflexions sur l'éclaircissement d'un problème de musique pratique" (1720, только примечания написаны M.); "Critica musica etc."... (1722, 2 t.); "Der neue göttingische aber viel schlechter als die alten etc." (1727, против профес. Иоах. Мейера в Гёттингене); "Der musikalische Patriot" (1728); "De eruditione musica" (1732); "Kern melodischer Wissenschaft etc. (1737); "Gültige Zeugnisse über die jüngste matthesonischmusikalische Kernschrift" (1738); "Der vollkommene Kapellmeister etc." (1739); "Grundlagen einer Ehrenpforte, worin der tüchtigsten Kapellmeister, Komponisten, Musikgelehrten, Tonkünstler etc. Leben, Werke, Verdienste etc. erscheinen sollen" (1740); "Die neueste Untersuchung der Singspiele" (1744); "Das erläutetre Selah" (1745); "Behauptung der himmlischen Musik aus den Gründen der Vernunft" (1747); "Aristoxeni junioris phtongologia systematica, Versuch einer systematischen Klanglehre" (1748). "Bewährte Panacea" (1750). "Wahrer Begriff des harmonischen Lebens; der Panacea zwote Dosis" (1750); "Sieben Gespräche etc. als die dritte Dosis der Panacea" (1751); "Die neu angelegte Freudenakademie" (1751); "Philologisches Tresespiel" (1752); "Plus ultra, ein Stückwerk von neuer und mancherlei Art" (1754) и др. Кроме того М. написал множество богословских, исторических и политических брошюр и издал вновь "Handleitung" Нидта с прибавлением 60 органных диспозиций. Несколько законченных музык. статей ("Der bescheidene musikalische Diktator" и пр.) остались в рукописи. Сочинения М. имеют огромное значение при исследованиях истории музыки его времени. Срв. L. Meinardus "M. und seine Verdienste um die deutsche Tonkunst" (1878, No 9 "Walderuseeche Vorträge") и Heinr. Schmidt "J. M." (1897).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "МАТТЕСОН" в других словарях:

  • Маттесон Иоганн — (Johann Mattheson) писатель о музыке и композитор (1681 1764). Из его музыкально литературных трудов, отличающихся стремлением к новизне, к уничтожению музыкальной рутины, особенно известны Der musikalische Patriot , Der vollkommene Kapelmeister …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИСТОРИЯ МУЗЫКИ — Попытки написать очерк всеобщей и. м. были сделаны впервые лишь в 18 м веке; в короткие промежутки времени появились труды: Padre Martini Storia della musica (3 т. 1757, 1770, 1781). Hawkins A generai history of the science and practice of music… …   Музыкальный словарь Римана

  • Капельмейстер — лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и разучивающее с ней пьесы. Это название относится как к хоровому, так и оркестровому дирижеру. В прежние времена придворные К. должны были сочинять музыку к обедам (Tafelmusik) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БУКСТЕХУДЕ Дитрих — (Buxtehude, Dietrich или Diderik) (ок. 1637 1707), самый крупный представитель северогерманской органной школы добаховской эпохи. Предполагается, что он родился ок. 1637 в Дании. Один из биографов композитора, А. Пирро, местом рождения Букстехуде …   Энциклопедия Кольера

  • Хронология изобретений — Содержание 1 Эпоха палеолита 2 10 е тысячелетие до н. э. 3 9 е тысячелетие до н. э …   Википедия

  • Жигулин, Константин Николаевич — Жигулин Константин Николаевич (род. 23 июня 1972, Барнаул)  музыкант, сочиняющий и исполняющий духовную музыку и композиции с уклоном в арт рок и фолк рок. Содержание 1 Начало творческого пути 2 Сольные проекты …   Википедия

  • Жигулин Константин Николаевич — (род. 23 июня 1972 года, Барнаул)  музыкант, сочиняющий и исполняющий духовную музыку и композиции с уклоном в арт рок и фолк рок. Содержание 1 Начало творческого пути 2 Сольные проекты 3 …   Википедия

  • Изобретения человека — Содержание 1 Эпоха палеолита 2 10 е тысячелетие до н. э. 3 9 е тысячелетие до н. э …   Википедия

  • Изобретения — Содержание 1 Эпоха палеолита 2 10 е тысячелетие до н. э. 3 9 е тысячелетие до н. э …   Википедия